ИТ-тренды в промышленности прямо влияют на положение компаний на рынке. Для удовлетворения запросов современных клиентов и опережения конкурентов они реализуют интегрированное бизнес-планирование, переходят к онлайн-торговле, стремятся получать данные в режиме реального времени, осваивают самые перспективные технологии. Один из лидеров мирового рынка производителей фосфорсодержащих удобрений — компания «ФосАгро» — хороший тому пример. Она представлена в 100 странах мира и занимает первое место по объему поставок удобрений в России. О том, как технологии помогают укреплять лидерство, чем хороша ставка на комплексную цифровизацию от одного вендора и в чем особенность использования цифровых двойников, в интервью CNews рассказал заместитель директора по информационным технологиям «ФосАгро» Сергей Черкасов.
«Компании уже не устраивает автоматизация одиночных бизнес-процессов»
CNews: Сергей, расскажите, как проходит цифровая трансформация в промышленности, какова текущая обстановка в отрасли? Какие вызовы, какие ключевые бизнес-задачи стоят перед вашей компанией?
Сергей Черкасов: В последнее время мы видим несколько явно выраженных запросов от бизнеса, связанных с появлением на рынке новых технологий и новых возможностей, которые эти технологии предоставляют. Первый заметный тренд — желание получать данные непосредственно с тех мест, где они возникают. Скажем, применительно к производственным процессам можно говорить о развитии практики использования датчиков и практики сбора информации в автоматизированном режиме. В транзакционных системах в качестве примера можно привести внедрение систем мобильного ТОиР и фиксацию выполнения заданий онлайн. Кроме того, мы активно смотрим на рынок систем биометрии, которые позволяют отслеживать перемещение персонала, его состояние и факт ношения средств индивидуальной защиты — это направлено на повышение промышленной безопасности, охрану труда.
Второй ярко выраженный тренд — комплексная автоматизация. Бизнес уже не устраивает автоматизация одиночных бизнес-процессов. Он хочет автоматизации сквозных цепочек. И в этом как раз помогают промышленные платформы ключевых производителей и те бизнес-модели, которые в них заложены.
И третий запрос, который мы видим от бизнеса, связан с тем, что компаниям нужна уже не система с фиксированным набором данных, а комплекс информационных систем, позволяющий конечным пользователям получать именно ту информацию, которая нужна здесь и сейчас. Таким образом, происходит переход от использования набора предопределенных отчетов к поиску аналитичности и добавленной информации в системах.
CNews: Как оценивается вклад ИТ в показатели компании?
Сергей Черкасов: Можно сказать, что ИТ вносит важный вклад в достижение всех целей и направлений, которые были озвучены в долгосрочной стратегии компании. Достигается это, в первую очередь, через реализацию проектов, которые направлены на развитие и поддержание стабильного роста. У нас есть прорывные технологии, которые мы тестируем в пилотном режиме, и есть проверенные решения, содержащие лучшие практики.
CNews: Прорывные — это, например, какие?
Сергей Черкасов: Помимо уже упомянутых систем биометрии, это программная роботизация процессов (RPA), система искусственного интеллекта, и системы, которые способны собрать и обработать большое количество данных непосредственно с датчиков.
В конце прошлого года мы завершили важный проект по созданию информационной модели работы мельничного отделения в кировском филиале АО «Апатит». Это проект по предсказанию выхода из строя шаровых мельниц на обогатительной фабрике. Проект оказался очень показательным, и сейчас мы оцениваем его результаты. После подведения итогов мы оценим возможность масштабирования такой практики работы с большими данными на другие производственные мощности.
«Мы держим вектор на промышленные платформы. Самописных систем у нас нет»
CNews: Какая у вас структура ИТ-блока?
Сергей Черкасов: Он состоит из Службы заказчика и из дочерней компании — «Инжиниринговый центр ФосАгро», в которой работает весь основной персонал. Служба логически поделена на два блока, один из которых занимается информационными системами, а другой — технической инфраструктурой. Если мы говорим про информационные системы, то там у нас порядка 150 человек, 90 из которых занимаются развитием. Есть и собственный штат программистов, порядка 30 человек. Остальные люди занимаются технической поддержкой информационных систем и инфраструктуры.
CNews: А сколько всего людей в ИТ-блоке?
Сергей Черкасов: Порядка 500.
CNews: Вы упомянули программистов. У вас своя собственная разработка?
Сергей Черкасов: Полностью самописных систем у нас нет, потому что мы держим вектор на промышленные платформы. Безусловно, те программисты, которые у нас работают, занимаются адаптацией и развитием этих промышленных платформ под конкретные требования заказчика.
«Новое поколение пользователей хочет получать данные самостоятельно, а не из ИТ-службы»
CNews: У «ФосАгро» есть цель повысить долю онлайн-продаж?
Сергей Черкасов: «ФосАгро» стала первой в России компанией отрасли, развернувшей онлайн торговую платформу по продаже удобрений. За достижения в цифровой трансформации российского АПК проект был награжден Oracle Excellence Awards Он реализован на базе промышленного решения Oracle Commerce, которое в качестве единой цифровой платформы используют крупнейшие компании по всему миру. Пилот созданной на его основе онлайн-платформы сейчас тиражируется на все регионы РФ. На нашей онлайн торговой платформе существующие и новые клиенты компании получают информацию о продукции «ФосАгро», способах ее применения, результатах агрономических испытаний и могут в несколько кликов заказать удобрения с компьютера, планшета или мобильного телефона.
Развивая онлайн-канал, мы предоставляем нашим клиентам возможность выбора, где и когда взаимодействовать с «ФосАгро» и как приобретать нашу продукцию, а также движемся в сторону персонализации товарного предложения на основе данных о пользователях платформы. Мы продолжаем работать над расширением функционала онлайн-канала и его интеграции с онлайн-сервисами агроконсультирования, помогая таким образом нашим клиентам добиваться повышения урожайности.
CNews: А какие еще знаковые трансформационные проекты вы запустили недавно?
Сергей Черкасов: Я бы отметил создание внутренней корпоративной шины. Это, с одной стороны, ИТ-проект, а с другой — мы его пилотировали в рамках комплексной автоматизации процессов Дирекции по экономической безопасности. Заказчик проекта увидел, что с помощью принципиально новых механизмов выстраивания интерфейсов информационного взаимодействия между системами мы можем существенно сократить сроки создания и ввода в эксплуатацию новых решений. Это принципиально важный момент, наша следующая цель — развивать корпоративную шину не только с точки зрения технологического информационного обмена, но и с точки зрения сервисного обмена. То есть, мы опять возвращаемся к тому, что сейчас появляется новое поколение пользователей, которым уже неинтересно просто отправить запрос в ИТ-службу и получить набор статичных отчетов. Они хотят сами принимать участие в процессе, формировать сервисы и получать от него результаты. В связи с этим наша задача — принципиально перестроить информационный обмен между нашими системами.
«Методология Oracle встроена в наши корпоративные процессы»
CNews: У вас в компании практически моновендорный подход?
Сергей Черкасов: Мы существенно опираемся на решения Oracle в своих бизнес-процессах. Безусловно, у нас есть и другие решения, мы не замкнуты от рынка. При этом основные наши системы — промышленные и передовые разработки Oracle.
CNews: Какие преимущества компания получает благодаря этому?
Сергей Черкасов: Большие. В первую очередь, мы понимаем процессы и процедуры, по которым внедряются решения компании на Oracle. Эта методология встроена в наши корпоративные процессы, за счет этого мы имеем возможность сократить период запуска системы. Второе — мы прекрасно понимаем, как работает техническая поддержка вендора, и с этой точки зрения у нас налажено взаимодействие на достаточно комфортных условиях. И третье — мы, безусловно, понимаем подходы к бизнес-объектам и моделям, которые заложены в системы Oracle. И эта прозрачность позволяет нам принимать решения о том, какие модули и с какой функциональностью нам нужны.
CNews: О каких решениях Oracle мы говорим?
Сергей Черкасов: У нас весьма широкий охват. Это классическая ERP-система — Oracle E-Business Suite, Oracle Hyperion — для процессов консолидации финансовой отчетности группе компаний «ФосАгро», Oracle Primavera — для управления проектами, Oracle Demantra и Oracle SNO (Strategic Network Optimization) — для интегрированной цепочки планирования, аналитическая платформа Oracle BI. И, конечно, Oracle Siebel CRM для продаж и Oracle Commerce для торговой онлайн-платформы.
CNews: Какие результаты это принесло и приносит бизнесу?
Сергей Черкасов: Приведу яркий пример с точки зрения ускорения бизнес-процессов — в сфере управления международной отчетности. «ФосАгро» тестирует процедуру быстрого закрытия периода. До внедрения корпоративной системы сроки закрытия периода составляли 20 с лишним дней, а сейчас перед нами стоит цель закрываться за семь дней. И это не предел. Мы быстрее понимаем, что у нас происходит финансах.
CNews: Что такое система интегрированного бизнес-планирования, которую вы реализовали?
Сергей Черкасов: Для нас это достаточно революционный проект. Предпосылки очень простые. Мы подводили статистику и поняли, что у нас существенно увеличился ассортимент продукции («ФосАгро» предлагает на рынке 39 марок удобрений) и сбытовая сеть, появились представительства за рубежом — в Швейцарии, Франции, Германии, Польше, Бразилии, Сингапуре, Сербии и на Кипре. А главное — существенно выросло число центров дистрибуции в России, их сейчас 27. Возросла сложность сети, увеличилось количество готовой продукции за 2019 год. Компания произвела более 9,5 млн тонн удобрений для наших потребителей. Если сравнивать с цифрами 2007-2008 годов, то это было порядка 4 млн тонн удобрений, предлагалось существенно меньшее количество марок удобрений. Это и есть основные предпосылки к автоматизации усложненной цепочки продаж. Нам необходимо было развить процессы прогнозирования спроса, понять, насколько оптимально мы распределяем заказы и загружаем свои производственные мощности, повысить скорость планирования за счет интеграции систем. Поэтому было принято решение добавить эту функциональность в корпоративную систему при переходе с 11-й на 12-ю версию Oracle E-Business Suite.
Сейчас система и процессы работают. Создано отдельное структурное подразделение по интегрированному планированию. Система Oracle SNO полностью интегрирована в корпоративный ИТ-ландшафт, получает информацию о спросе из CRM и Demantra, о производственных, снабженческих и логистических ограничениях — из ERP и других смежных систем. Результатом работы системы является пакет планов производства, продаж, логистики и потребности в сырье, рассчитанный по критерию максимума маржинальной прибыли, и оптимальная загрузка производственных систем. Поиск такого максимума вручную невозможен, ведь модель перебирает в процессе расчета сотни миллионов комбинаций исходных данных. Принципиальный момент этого проекта в том, что у нас появилась возможность очень быстро получить исполнимый пакет планов и при этом увидеть, какие направления продаж и по каким уровням цен система выбрала, а какие отбраковала; видеть, по каким исходным ограничениям это произошло. Это дает «пищу для ума» для всех служб, и в первую очередь — для службы продаж. Весь процесс полностью соответствует стратегии компании по присутствию на самых маржинальных направлениях продаж. Естественно, появилась возможность делать больше сценариев. Мы можем оперативно просчитать, что у нас будет, если изменятся входные условия, как это повлияет на производство, на логистическую цепочку, на доставку нашей продукции конечным потребителям. И на основании этих базовых сценариев мы принимаем решение уже более взвешенно.
CNews: Раньше такого сценарного подхода не было?
Сергей Черкасов: Был, в Excel, поэтому трудоемкость, естественно, была колоссальная.
CNews: У вас есть планы по сотрудничеству с Oracle на 2020 год?
Сергей Черкасов: Да, проект интегрированного планирования нам подсказал идею создания системы класса Transportation Management System. Мы сейчас находимся в стадии анализа и проработки технического задания по этому блоку. Да и в целом, в компании очень востребовано все, что связано с логистикой. Мы понимаем, что это дополнительные точки нашей эффективности.
CNews: Думаете об автономной базе данных?
Сергей Черкасов: Поскольку мы пользователи конечных приложений со своей бизнес-моделью, мы больше смотрим на то, какие сервисы нам будет предлагать вендор в логике развития этих приложений. Например, мы знаем, что Oracle активно продвигает в облако ERP. И в конечном итоге мы должны быть готовы к этому в какой-то гибридной модели. Возможно, в это решение даже будет инкорпорирована и автономная база данных. Но если говорить про нее с точки зрения конкретного самоуправляемого решения, то это, конечно, интересная история, которая сильно разгружает технический блок ИТ с точки зрения администрирования.
«Цифровой двойник без искусственного интеллекта — дорогая и трудоемкая затея»
CNews: Мы вскользь затронули искусственный интеллект, робототехнику, автономные устройства. У вас на производствах это все есть?
Сергей Черкасов: У нас есть автоматизированное бурение в подземном руднике, причем это крупнейший в мире проект, он реализован в кировском филиале: 10 буровых установок работают в автономном режиме и контролируются оператором с поверхности. Это для нас очень важный проект с точки зрения повышения безопасности проводимых работ и повышения производительности.
Зачатки искусственного интеллекта встроены в корпоративную систему. В первую очередь, в функциональность для Центра обслуживания, который отвечает за бухгалтерский, кадровый и налоговый учет. Но сказать, что сегодня это полноценные аналитические системы, я не могу. Технология для нас еще новая, мы находимся в стадии пилотирования.
Что касается программных роботов, то эта технология также находит применение. У нас есть отдельное направление, в рамках которого создаются такие роботы, они помогают людям избавляться от рутинного труда, заниматься более интеллектуальными вещами.
CNews: Вы смотрите в сторону использования цифровых двойников?
Сергей Черкасов: Цифровые двойники — тоже интересная тема. Правда, у них есть существенное ограничение — цифровой двойник должен идти в паре с искусственным интеллектом. Даже на относительно стабильном химическом производстве в технологические процессы постоянно вносятся изменения, и все они должны отображаться в цифровой модели. Если этого не происходит, то идея цифрового двойника превращается в очень трудоемкий и дорогостоящий процесс ручного подтягивания двойника до реального объекта. Без искусственного интеллекта и машинного обучения это практически невозможно.
CNews: В каких конкретных технологиях вы видите потенциал для отрасли? Что вы сами хотели бы попробовать?
Сергей Черкасов: В первую очередь мы видим потенциал в системах обеспечения мобильной работы персонала — все, что связано с мобильными устройствами и вводом данных на месте. Наш ремонтный персонал мог бы, например, прямо на месте поломки либо закрыть наряд, либо провести техническое обслуживание, либо среагировать каким-то другим подходящим образом.
Кроме того, безусловно, перспективна добавленная реальность. Она позволит сотруднику, приходя на место, даже не обладая знаниями о конкретном типе оборудования, но имея должную квалификацию, принимать обоснованные решения, что снижает число простоев на производстве. Эти технологии приблизили бы нас к онлайн-модели управления бизнесом.