«Магнитогорский металлургический комбинат» (ММК) входит в число крупнейших мировых производителей стали и занимает лидирующие позиции среди предприятий черной металлургии России. Планы по цифровизации компании — почти сотня инициатив, базирующихся на 19 ключевых технологиях. О том, что помогает ММК входить в топ-5 самых прибыльных для инвесторов металлургических компаний, как развивается крупнейшая в промышленности HR-система, на какие проекты делается ставка в этом году и зачем нужна облачная цифровизация систем планирования, в интервью CNews рассказал ИТ-директор ММК Вадим Феоктистов.
«Цифровизация принесет нам порядка $140-160 млн дополнительной прибыли»
CNews: Каковы отличительные особенности цифровизации, которая проводится в ММК?
Вадим Феоктистов: Основные направления цифровой трансформации в промышленности у всех приблизительно одинаковые. Кто-то больше продвинулся в одном направлении, кто-то в другом. Мы отслеживаем основные проекты, которые реализуют наши коллеги на других предприятиях, не только металлургических.
Наши основные задачи обозначены в разработанной в конце прошлого года «Стратегии цифровизации 2025». Она охватывает 18 функциональных бизнес-направлений и включает в себя реализацию 98 инициатив, которые легли в основу дорожной карты цифровизации. Преимущественно инвестиции в цифровые технологии приходятся на производственные функции и основной бизнес компании. Практически все инициативы имеют в своей реализации ИТ-составляющую.
Помимо этого, в портфель проектов цифровизации вошли 12 технологических ИТ-платформ, необходимых для эффективной реализации стратегии.
CNews: Текущая обстановка в отрасли как-то меняется из-за воздействия внешних факторов последнего времени?
Вадим Феоктистов: Конечно, мировой рынок металлопроката находится под давлением из-за практически повсеместного снижения экономической активности. Тем не менее, мы продолжаем реализацию инвестиционной программы в соответствии с нашей стратегией развития. Сейчас мы считаем влияние неблагоприятной̆ обстановки на наши инвестпроекты минимальным.
CNews: Какую роль играют ИТ в развитии компании? Она изменилась с годами?
Вадим Феоктистов: Руководство компании всегда уделяло и уделяет большое внимание вопросам развития информационных технологий. Поэтому за последние 15 лет нам удалось создать фундамент, на котором строится система, соответствующая требованиям цифрового предприятия. Функционирующие ИТ-системы оказывают прямое влияние на производственно-хозяйственную деятельность предприятия. Это накладывает большую ответственность на обеспечение непрерывности функционирования сервисов, обеспечения их доступности в режиме 24/7.
Развитие ИТ в компании происходит не спонтанно, а в рамках стратегии развития информационных технологий. Она, к слову, не статична. Мы проводим регулярный анализ ее исполнения и вносим изменения и дополнения, если это продиктовано существующими тенденциями. Прямо сейчас проходит проект по актуализации стратегии в соответствии с планами цифровизации.
CNews: У ММК серьезные расходы на цифровизацию. Как вы рассчитываете инвестиции и в течение какого срока планируется их окупить?
Вадим Феоктистов: Да, в соответствии с разработанной стратегией цифровизации, мы запланировали сумму вложений порядка 5 млрд рублей. При этом мы предполагаем, что в процессе реализации стратегии она будет регулярно актуализироваться для учета изменяющихся условий и появляющихся новых технологий.
Ожидаемый эффект от реализации инициатив стратегии цифровизации — +4,5% EBITDA. К 2025 году в числовом выражении он составит $140-160 млн.
Проекты «Индустрии 4.0» позволили сэкономить $25 млн
CNews: Концепция «Индустрия 4.0» внедряется на ММК по нескольким направлениям: управление жизненным циклом продукции, Smart Factory, промышленный интернет вещей, безопасность и кадровый инжиниринг. Какими достижениями вы особенно гордитесь?
Вадим Феоктистов: Действительно, «Индустрия 4.0» как стратегическое направление развития ММК, появилась в портфеле стратегических инициатив в 2018 году. Тогда же был сформирован первый драфт портфеля проектов «Индустрия 4.0». В него вошли проекты, сгруппированные по нескольким тематическим блокам. Именно их реализация позволила нам говорить о цифровизации как о самостоятельном направлении развития предприятия. Приведу несколько примеров.
Как известно, выплавка стали это сложный физико-химический процесс. При этом существуют жесткие требования к химическому составу и содержанию элементов в требуемой марке. В этой ситуации сталевару становится сложно, а зачастую и невозможно оценить влияние этих факторов на конечный результат, возрастает риск выхода за пределы нормируемого диапазона, что может привести к получению продукции несоответствующего качества. В ММК накоплено большое количество статистических данных о технологическом процессе выплавки стали в кислородно-конвертерном цехе и колоссальный опыт персонала в ведении технологического процесса. Совокупность этих факторов стали фундаментом для создания модели, которая в зависимости от требуемого химического состава и начальных условий технологического процесса позволяет решить задачу оптимизации расходов ферросплавов и добавочных материалов с максимально возможной эффективностью. Этот проект получил название «Снайпер». В основе алгоритма лежит комбинация физико-химической модели выплавки стали и методов машинного обучения. Результатом работы системы являются рекомендации технологам по дозированию ферросплавов и добавочных материалов для каждой плавки конвертера.
Другой важный проект — создание интегрированной информационно-управляющей системы сквозного моделирования и оптимизации агло-коксо-доменного производства, которая призвана оптимизировать производственные процессы первого передела. Эта система позволяет осуществлять стратегическое (технико-экономическое) и оперативное управление производственным процессом. На верхнем стратегическом уровне оптимально планируется качество кокса и доли агломерата по критерию минимума себестоимости стали. В качестве исходных данных система использует результаты расчетов по моделям оптимизации привоза и потребления угольного и железорудного сырья. Оперативное управление заключается в стабилизации качества сырья, поступающего в доменный цех. Разработанная модель позволяет формировать советы мастеру по оперативному управлению тепловым состоянием доменной печи. При разработке комплексной многоуровневой модели используются как современные технологии (большие данные и искусственные нейронные сети), так и традиционные физико-химические модели.
Реализован проект по кадровому инжинирингу. HR-директором предприятия была поставлена задача реализовать максимально удобный для управления кадрами и прозрачный для пользователей инструмент трудоустройства, способствующий повышению транспарентности процесса подбора персонала и реализации политики равного открытого доступа соискателей к информации о вакансиях ММК. Была разработана система «Робот-Рекрутер», использующая самые передовые технологии машинного обучения, распознавания документов, видеоинтервью, информационные киоски, мобильные приложения, позволяющая без участия человека отбирать кандидатов и проводить их по всем этапам найма до собеседования.
Кроме того, был роботизирован процесс согласования заявок на оформление личных пропусков, в результате чего сократилось время обработки заявок, изготовления пропуска, был исключен человеческий фактор при его оформлении. Теперь заявка на пропуск поступает из системы «Робот-Рекрутер», а сам документ в виде ссылки с QR-кодом может быть предъявлен на мобильном устройстве для считывания охранником при прохождении КПП.
Также с использованием машинного обучения была разработана и запущена в промышленную эксплуатацию система видеоидентификации работников при сдаче экзамена по охране труда. Планируются пилотные проекты по видеоидентификации сотрудников для осуществления доступа на территорию предприятия через КПП и соблюдению требований перемещений по лестничным пролетам (необходимость держаться за перила и запрет на использование сотовых телефонов в ходе передвижения).
CNews: Вы видите экономические результаты реализации «Индустрии 4.0»?
Вадим Феоктистов: Да. Можно констатировать, что все проекты, реализованные в рамках инициативы «Индустрия 4.0», позволили сэкономить предприятию порядка $25 млн. Например, один только проект «Снайпер» позволяет предприятию экономить порядка $4 млн ежегодно. Эффект от внедрения интегрированной информационно-управляющей системы сквозного моделирования и оптимизации агло-коксо-доменного производства может составить порядка $14,3 млн, а от внедрения систем автоматического регулирования режимами паровых котлов — почти $2 млн в год.
Помимо этого, реализован ряд социальных проектов. Большую популярность среди работников ММК имеет приложение «Мой ММК». Оно позволяет получить всю необходимую сотруднику информацию — его личные данные, посмотреть график отпусков и с помощью интегрированного в приложение чат-бота запланировать конкретную дату начала и продолжительность отпуска, получить уведомление на получение спецодежды, информацию о начисленной зарплате, что позволило отказаться от распечатки расчетных листков. Из последних новшеств — приложение стало одним из источников информирования сотрудников о мерах, принимаемых компанией по защите от вирусной инфекции. Сейчас приложением пользуются более 40 тыс. работников.
Для наших покупателей реализовано мобильное приложение «iКлиент», которое позволяет в режиме реального времени получать информацию о статусе исполнения заказов, посмотреть отгрузочные документы по текущим заказам, а также состояние расчетов с ММК.
Функционирующая на предприятии корпоративная информационная система на базе Oracle E-Business Suite и внедренная система оперативно-календарного планирования производства позволила реализовать для службы сбыта мобильное приложение, которое осуществляет проверку исполнимости потенциальных заказов, причем как технологическую, так производственную. При этом система рассчитывает срок исполнения заказа с точностью плюс-минус 3 дня.
«ERP от Oracle — это сердце, ядро и основа для всей КИС»
CNews: ММК работает в единой информационной системе с 2005 года, последовательно модернизируя производство и расширяя стратегическое сотрудничество с Oracle. Какие конкурентные преимущества это дает?
Вадим Феоктистов: С Oracle нас связывает почти двадцатилетнее партнерство. И мы первыми в отрасли перевели наши бизнес-процессы в ERP-систему Oracle E-Business Suite. Все эти годы мы успешно эксплуатировали и развивали систему.
ERP от Oracle — это сердце, ядро и основа для всей КИС — единого информационного пространства для ключевых организаций и департаментов, входящих в группу ММК, источник лучших мировых практик по ведению бизнеса, а также платформа для реализации стратегических инициатив «Индустрия 4.0». Это решение номер один на рынке ERP-систем, оно уже содержит лучшие практики бизнес-процессов, а задача ММК — правильно ими воспользоваться.
Пользователям решение Oracle дает единые стандарты корпоративного управления в Группе, единообразие в интерфейсах ввода, прослеживаемость информации от ввода первичных документов до влияния на финансовый результат, безболезненное тиражирование системы без необходимости подстраиваться под неизбежные нюансы систем других вендоров, автоматическое тиражирование финансовой и управленческой отчетности.
Использование решений одного вендора — это еще и возможность использовать инструменты бесшовной интеграции его продуктов, что существенно снижает затраты на их внедрение. Дешевле обходятся и их обслуживание и поддержка, обучение персонала. Используется единый подход к созданию и поддержке сервисов, унификация инфраструктуры.
Несмотря на описанные преимущества, ММК не ограничивает себя одним вендором и при необходимости выбирает лучшие в своем классе решения для специализированных задач, обеспечивая интеграцию с единой КИС.
CNews: Для каких именно бизнес-задач применяются решения Oracle?
Вадим Феоктистов: Решениями Oracle охвачены все ключевые процессы ММК. Единая система включает управление производством (непрерывным и дискретным), запасами, ремонтами, закупками (включая электронную торговую площадку), финансами, персоналом, проектами, заказами и продажами, на ней же — расчет себестоимости. В ней отражаются результаты финансово-хозяйственной деятельности комбината. Электронная торговая площадка, электронный магазин, мобильные приложения для внутреннего пользования и внешних потребителей — тоже базируются на продуктах Oracle.
CNews: Расскажите об одном из наиболее значимых проектов — модернизации ERP-системы ММК и переходе на передовую версию?
Вадим Феоктистов: Мы начали модернизацию в 2018 году, обновляем систему до новейшей версии Oracle E-Business Suite R12. Сейчас уже выполнена задача миграции существующих на ММК бизнес-процессов: они были улучшены, сама система была упрощена, уменьшилось количество ручных операций и кастомизаций, повысилась эффективность системы в целом. Кроме этого, система была расширена, выполнено ее тиражирование на предприятия группы ОАО «ММК-МЕТИЗ» и ООО «ОСК».
В настоящий момент мы продолжаем расширять систему Oracle на другие производственные бизнес-единицы, входящие в Группу ПАО «ММК». Создание единого информационного пространства позволило ускорить и качественно улучшить процесс принятия эффективных управленческих решений.
Уже сейчас Единая КИС является платформой для «Индустрии 4.0», на которой интегрируются все информационные потоки компании.
Кроме того, благодаря переходу на версию R12 мы приходим к новым функциональным возможностям, в частности — к использованию облачных технологий. На ММК уже внедряются, пилотируются или рассматриваются к внедрению облачные приложения по созданию системы закупок в режиме самообслуживания (Oracle Self Service Procurement Cloud), управлению инновациями (Innovation Management Cloud), управлению складами (Oracle Warehouse Management System) и транспортом (Oracle Transportation Management).
Что уже реализовано? Полностью автоматическое получение итоговой бухгалтерской, налоговой и международной отчетности из созданного единого хранилища бухгалтерских записей. В перспективе это позволит сократить сроки подготовки ежемесячной бухгалтерской отчетности. Наличие хранилища позволит перейти на налоговый мониторинг, что позволит сократить налоговый период и налоговые риски в части штрафов и пени.
У нас появился новый модуль «Автоплатеж», позволяющий организовать единый процесс оплаты для ММК и обществ группы в одном модуле и по единым правилам. Осуществляется автоматическое создание платежей в соответствии с условиями договора, электронное согласование карточки запроса на платеж.
Внедрены новые улучшенные процессы ТОиР, включающие полный объем НСИ для автоматизации системы планирования и мобильные технологии. Потенциальный экономический эффект от перехода на новые процессы с использованием функциональности Oracle внешней консалтинговой компанией оценен в 1 млрд рублей. Внедрение новой системы позволило подготовить базу для управления надежностью оборудования, что также должно привести к оптимизации расходов на ТОиР и повышению качества проведения ТОиР.
Модуль «Качество» позволяет провести регистрацию в КИС результатов входного контроля и в дальнейшем учитывать эту информацию при расчете рейтинга поставщика.
А мобильное приложение «Поставщик ММК» дает возможность получать информацию о торгах и оперативно реагировать на изменения в цене. Также с его помощью можно изучать сведения о договорах, поставках, счетах-фактурах.
CNews: Как в результате изменились закупки и как оцифрованы коммуникации с поставщиками?
Вадим Феоктистов: Во-первых, в системе реализована автоматизация сквозного бизнес-процесса: от формирования потребности до выдачи. Организована взаимосвязь между блоками процессов обеспечения: формированием потребности, проведением процедуры выбора поставщика, заключением договорных отношений, поставкам от поставщика, хранением на складе и обеспечением структурных подразделений. Установка автоматизированных проверок в контрольных точках позволяет контролировать наличие бюджета, потребности, статусов маршрутов визирования, статусов договора и поставщиков. Все это позволило упростить механизм отслеживания жизненного цикла процесса снабжения и сократить его сроки.
Процедура выбора поставщика на 80% производится через собственную ЭТП. Это дает ММК расширение конкурентной среды, снижение цен, а также обеспечивает прозрачный и обоснованный выбор поставщиков.
Как я уже говорил, разработано мобильное приложение «Поставщик ММК», которое расширяет возможности ЭТП, позволяет поставщикам оперативно получать необходимую информацию и реагировать на изменения.
Наличие контрольных точек позволило ввести систему КПЭ снабженцев, что повышает качество работы службы снабжения в части исполнения заявок и, как следствие, своевременного обеспечения структурных подразделений.
Все процессы согласования документов проходят в КИС (заявки, результаты торгов, технические характеристики позиций поставщиков, спецификации).
Кроме того, реализована интеграция с ЭДО для организации электронного документооборота с поставщиком. Это позволило уменьшить количество ошибок и сократить сроки подписания договорных документов и последующих корректировок в связи с исключением «человеческого» фактора при регистрации поступлений. Сократилось время на оформление в КИС операций получения. Появилась прозрачность закупки, мы ушли от бумажного документооборота.
Информация по запасам позволяет оперативно управлять логистическими процессами по обеспечению структурных подразделений.
Во-вторых, разработан личный кабинет поставщика. Поставщики размещают свои уставные документы самостоятельно, без использования электронной почты, что позволяет ускорить и упростить процесс последующего согласования внутри ММК.
В личном кабинете размещена анкета поставщика, это позволяет получить обратную связь от поставщиков и запланировать потенциальные мероприятия по улучшению качества работы ЭТП. Реализован расчет рейтинга поставщиков — оценка, строящаяся на различных критериях договорных отношений (поставка в срок, качество, претензии), позволяющая сформировать итоговый балл и использовать его в процессе выбора поставщика, в результате это дает возможность повысить качество выбранного поставщика.
CNews: В ММК — крупнейшая система управления персоналом в промышленности, даже сотрудники газеты «Магнитогорский металл» включены в HR-систему ММК на Oracle. Что это дает компании?
Вадим Феоктистов: Корпоративная информационная система на базе Oracle E-Business Suite позволяет использовать единые по всему ПАО «ММК» методологию и политику управления персоналом: кадровый учет, расчет заработной платы, формирование отчетности в стандарте, установленным законодательством, что, в свою очередь, ведет к прозрачности затрат на персонал, позволяет оптимально использовать его численность.
Сейчас, кроме ПАО «ММК», в HR-системе 30 дочерних обществ, всего обрабатывается информация о почти 60 тысяч работниках. Продолжается выполнение стратегической инициативы руководства предприятия — подключение к HR-системе всех организаций Группы компаний.
CNews: Каковы дальнейшие планы по цифровизации? Планируете переходить в облако? Если да, то для решения каких задач?
Вадим Феоктистов: Да, дальнейшая цифровизация планируется уже с использованием облачных и мобильных технологий. В частности, начат проект по созданию системы закупок в режиме самообслуживания структурных подразделений на платформе облачного программного продукта Oracle Self Service Procurement Cloud. Работник, используя интернет-магазины, будет выбирать необходимые товары из каталога поставщика и регистрировать в системе процедуру закупа. Таким образом достигается перераспределение функций снабжения, снижение административных расходов за счет доступности информации и сокращение времени обеспечения потребности, а также централизованное управление снабжением через каталоги.
Кроме того, нами инициирован проект по созданию единой системы регистрации, хранения и мониторинга идей, программ и инициатив ММК, а также повышения эффективности процесса планирования и распределения ресурсов на платформе облачных программных продуктов компании Oracle (Innovation Management Cloud и Project Management Cloud).
В проработке находится проект по созданию системы автоматизированного управления складом на базе Oracle Warehouse Management System. Внедрение этого решения повышает эффективность управления складом за счет планирования операций, оптимизации движения по складу, выполнения операций по указаниям системы, адресной системы хранения, проведение всех операций, включая инвентаризаций при помощи мобильных терминалов.
CNews: Рассматриваете ли внедрение искусственного интеллекта, робототехники, автономных устройств непосредственно на производстве? Готовы ли эти решения к «встрече с реальностью»?
Вадим Феоктистов: Мы пристально следим за развитием этих направлений, совместно с технологическим персоналом проводим оценку возможности применения тех или иных компонентов для автоматизации бизнес-процессов. Но здесь нужно отметить, что металлургия — это сложная высокотехнологичная отрасль с множеством производственных процессов, нарушение которых может спровоцировать техногенные аварии. Поэтому при выборе цифрового решения мы придерживаемся стратегии разумности и осторожности. Цифровизация должна помогать, а не ставить перед людьми неразрешимых задач.
CNews: Могут ли ИИ-системы, программные роботы, чат-боты заменить «обычных» сотрудников ММК?
Вадим Феоктистов: У нас есть положительная практика использования чат-ботов для автоматизации бизнес-процессов. Мы создали центр компетенции по программной роботизации (RPA), который успешно развивается. Сейчас на комбинате работают более 50 программных роботов, задействованных в основных функциональных направлениях. Это финансы, экономика, персонал, бухгалтерский учет, снабжение, логистика и другие. Разработанные программные роботы выполняют оформление заказов на трудовые книжки, анализ использования транспорта, ведут учет производительности труда, собирают и систематизируют данных из различных источников, сверяют различные документы, формируют отчеты и выписки, взаимодействуют с банками. Также мы работаем над расширением функционала RPA с использованием инновационных технологий искусственного интеллекта, машинного обучения и методов распознавания естественного языка.
Но мы не считаем, что автоматизация — ключевой фактор влияния на численность персонала в компании. Основной вектор этих процессов — повышение эффективности как за счет снижения издержек, так и за счет создания новой ценности и новых возможностей для сотрудников ММК.
Масштабная автоматизация и внедрение цифровых инноваций ведут к тому, что деятельность значительного числа сотрудников трансформируется, у них появляются новые функции и новые инструменты, которые требуют соответствующих навыков, постоянной вовлеченности, личностного развития. Именно в этом мы видим основные изменения, происходящие с нашим персоналом в данном контексте.
CNews: Какие технологии помогут ММК развивать бизнес в ближайшие годы?
Вадим Феоктистов: Как уже отмечалось ранее, металлургия — высокотехнологическая отрасль. Поэтому развитие и использование цифровых решений более разноплановое как с точки зрения непосредственно применения цифровых технологий, так с позиции применимости этих технологий к различным бизнес-процессам предприятия.
В своей стратегии мы обозначили 19 цифровых технологий, которые будут использоваться для достижения стратегических целей ММК. Это использование систем моделирования на базе нейронных технологий и искусственного интеллекта, систем компьютерного зрения и распознавания, VR/AR-решений, технологий позиционирования подвижных объектов в пространстве, RPA.